Туапсе – на пороге 40-х. Несколько штрихов истории уникального промышленного центра СССР
Начало бурного экономического развития города Туапсе было положено строительством Армавир-Туапсинской железной дороги, связавшей равнинную часть Кубани с Черноморским побережьем и, прежде всего, с Туапсинским морским портом-убежищем.
17 июля 1908 года император Николай II подписал Указ № 803 «Об отчуждении земли для строительства ширококолейной железной линии от станции Армавир Владикавказской железной дороги до Туапсе с ветвями к городу Майкопу и Туапсинскому порту».
Строительство железнодорожной линии протяженностью в 252 версты продолжалось с 1901 по 1913 годы. Первый поезд прошел путь от Армавира до Туапсе за два дня и прибыл в Туапсе 7 февраля 1914 года. Строительство железной дороги положило начало сооружению водопровода, зернохранилищ и складов по всей зоне влияния дороги.
Она пробудила интерес и к нефтеразведке в районах Апшеронска и Хадыженска. В 1910 году возникает «Туапсе-Майкопское нефтепромышленное акционерное Общество». В 1912 году завершается строительство нефтепровода Ширванская-Туапсе. За 11 месяцев 1912 года в хранилища на побережье было перекачано почти 12,5 тысяч тонн нефти.
Весной 1913 года начались реконструкции и расширение старого порта-убежища. Под «Новый порт» император отвел 195 тысяч квадратных саженей.
Строительство нового волнолома велось невероятно высокими темпами. Мировая практика подобного не знала. Дело в том, что была применена техно-логия, предложенная выдающимся русским портостроителем А.Т.Федоровым.
В сентябре того же года строительство «Нового порта» возглавил талантливый русский гидростроитель А.А.Копылов.
Реконструкция порта коснулась и судоремонтных мастерских инженера Н.И.Смирнова. Они постепенно стали превращаться в судоверфь.
Уже в 1913 году Туапсе утратил все черты курортного города. Он стал исключительно промышленным центром.
С началом первой мировой войны тот же инженер Н.И.Смирнов заложил новое промышленное предприятие – механический завод.
В течение последующих почти десяти лет Туапсе, полуразрушенный снарядами немецкий и турецких кораблей, сожженный боевыми действиями пролетарской Красной Армии и белогвардейской Добровольческой, опустел и вновь превратился в тихий городишко на берегу теплого моря.
Пробуждение началось в 1924 году. Туапсе становится крупным транзитным пунктом экспорта хлеба.
Осенью того же года в Туапсе приезжает специальная комиссия, определившая: Туапсинский порт необходимо реконструировать, т.к. ему предстоит стать среди портов СССР первенцем по экспорту нефти и нефтепродуктов. В 1926 году на юге страны началось грандиозное строительство: грозненские промыслы соединялись с Туапсе трубопроводом.
В порту строится нефтегавань, способная обеспечить ежегодный экспорт 55-ти с половиной тысяч тонн нефти и нефтепродуктов.
В марте состоялась закладка нефтеперегонного(нефтеперерабатываю-его) завода. Рядом сооружалась нефтебаза — 23 резервуара под светлые нефтепродукты и 19 – под мазут. Общая емкость базы должна была превышать 256 тысяч тонн.
Бывший смирновский механический завод стал первенцем среди заводов на Черноморском побережье по изготовлению рабочих узлов, арматуры для нефтепереработки и центром изготовления нефтеаппаратуры для танкерного флота СССР.
Уже к июню 1929 года Туапсинский нефтеперегонный был способен производить за сутки до 1200 тонн продуктов, а через год – уже 3000 тонн. По качеству произведенный бензин превышал все известные мировые стандарты. Теплоэлектростанция завода осветила городские улицы.
Правительство выделило значительные средства для строительстважелезнодорожной ветки от Туапсе до Сочи, спроектированной еще до революции – «Черноморская железная дорога».
Реконструкция порта, строительство нефтепровода, нефтезавода, новой ветки железной дороги, да и реконструкция самого города пришла в голову старому большевику, бывшему редактору газеты «Правда» Николаю Гурьевичу Полетаеву. В Туапсе он возглавил контору «Внешторга». Полетаев нашел себе единомышленника в лице начальника порта П.И.Пашкина. И уже вдвоем они «распропагандировали» представителя Наркомата Путей Сообщения В.И.Орлова.
Все последующие десятилетия Туапсе наращивал промышленные «мускулы». В 1933 году он становится «столицей» первого в истории СССР нефтеналивного пароходства «Совтанкер», потому что туапсинская нефтегавань была признана крупнейшей в СССР. Уже через два года пароходство осуществляло транспортировку нефти и нефтепродуктов почти на двух десятках современных по тому времени судах в 11 стран мира. В 1935 году танкер «Советская нефть» впервые в истории страны освоил линию Туапсе-Владивосток. Или, например, танкер «Туапсе». Он впервые в истории СССР освоил линию Туапсе – Южная Африка.
Еще в 1934 году судоремонтные мастерские порта были преобразованы в судоремонтный завод им.Дзержинского. Через два года молодое предприятие подверглось реконструкции и модернизации. Имеет смысл упомянуть, что в судоремонтных мастерских Туапсе был построен первый советский глиссер, многоместный морской катер с авиационным мотором и толкающим винтом на корме.
К концу тридцатых годов за СРЗ им.Дзержинского в стране закрепилась слава одного из лучших предприятий, способного успешно восстанавливать суда отечественной и зарубежной постройки.
Туапсе предвоенный при всей своей малочисленности (всего 38 тысяч жителей) – очень мощный промышленный центр. По выпуску продукции на душу населения он входил в первую десятку городов СССР.
Это был и не менее мощный транспортный узел: морской порт с современным комплексом гидросооружений; железная дорога связывала его с Армавиром и Сочи – локомотивное депо имело 28 «стоек» для паровозов; через Туапсе проходило Новороссийское шоссе и шоссе до Хадыженска.
В 30-х годах город был поделен на ведомственные «острова». «Совтанкер» осваивал жилищное строительство на улицах М.Горького и М.Фрунзе. Нефтяники возвели целый городок на левом берегу р.Туапсе. Туапсинское отделение Северо-Кавказской железной дороги им.К.Е.Ворошилова освоило район «Сортировка». Машиностроительный завод занялся строительством в самом центре города.
Городская детвора училась в пяти средних, трех неполных и одной начальной школах.
Город имел хорошо развитую систему учреждений здравоохранения: три ведомственные поликлиники, городскую больницу со всеми необходимыми отделениями, женскую и детскую консультации, санитарно-эпидемиологическую станцию.
Туапсе обладал мощным комплексом пищевых предприятий: мясо- и хлебокомбинаты, рыбоперерабатывающий, фруктоварочный заводы, пивзавод и винзавод.
Каждое ведомство имело свой культурный центр – Дворец культуры моряков, Дворец культуры нефтяников, клуб железнодорожников.
Туапсинцы не мыслили себя без спорта. Работал клуб планеристов и парашютистов. Портовики были признанными пловцами. Стадион «Нефтяник» в матчевые дни собирал тысячи болельщиков. Туапсинская команда «Водник» в тридцатых годах стала чемпионом среди водницких команд СССР. В городе был очень популярен стрелковый спорт, как и велосипедный.
В общем, Туапсе тридцатых годов был подвижным, авантюристичным городом, способным совершить что-нибудь такое…, короче, что потребует Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). Он жаждал совершить подвиг. Он был готов к нему и нравственно, и физически.