Туапсинская оборонительная операция
(10 августа – 25 ноября 1942 г.)
Первый период
Трагическим прологом к Туапсинской оборонительной операции стал захват противником Армавира. Это произошло 6 августа. За день до этого, сознавая, что город падет, Ставка Верховного Главнокомандования приказала командующему Северо-Кавказским фронтом маршалу С.М.Буденному:
«В связи с стремлением противника, действуя из района Армавира, захватить Майкоп и в дальнейшем выйти на побережье Черного моря к Туапсе, немедленно прочно прикрыть район Майкопа и дорогу Майкоп-Туапсе с тем, чтобы ни в коем случае не дать противнику возможности выйти с армавиро-майкопского направления на побережье Черного моря».
6 августа командующий 18-й армией генерал-лейтенант Ф.В.Камков получил приказ прикрыть фланг 56-й армии силами 216-й дивизии (генерал-майор А.М.Пламеневский). Одновременно началась перегруппировка войск фронта на майкопском направлении.
383-й дивизии (генерал-майор К.И.Провалов) и 236-й (полковник Г.Н.Корчиков) надлежало всеми возможными средствами, на автомашинах или гужевым транспортом, передислоцироваться на новый рубеж обороны. Первой – в район станции Хадыженская, а второй – в район Майкопа. Срок занятия нового рубежа 8 августа.
9 августа приказ был изменен: 383-я направлялась к Белореченской, а 236-я занимала оборону во втором эшелоне 383-й. Задача: не пропустить противника от Белореченской к Туапсе.
В тот же день в междуречье Лабы и Белой срочно перебрасывался 17-й кавалерийский корпус с задачей: разгромить противника, наступающего в направлении Белореченской и Майкопа. Корпус занимает позиции в станице Келермесская, на станции Гиагинская и в поселках Мокро-Назаров и Воронцово-Дашковский. Справа, в районе станицы Махошевская в окружении дрались остатки 1-го стрелкового корпуса (генерал-майор М.М.Шаповалов).
Из района станиц Ярославская и Костромская на обороняющиеся дивизии 17-го корпуса ринулось до 30 танков и моторизованная дивизияСС «Викинг». Противник просочился на левом фланге корпуса в направлении Майкопа. Одновременно он попытался прорваться между станицами Келермесская и Гиагинская, на стыке 12 и 13 кавалерийские дивизии подверглись атаке 50 танков и мотопехоты. Остановив противника и нанеся ему существенные потери, дивизии корпуса стали отходить на левый берег р.Белая.
В тот же день, в 18-30 противник ворвался на северо-восточные окраины Майкопа.
Утром 10 августа из Ставки командующему фронтом поступил категорический приказ:
«В связи с создавшейся обстановкой самым основным и опасным для Северо-Кавказского фронта и Черноморского побережья в данный момент является направление от Майкопа на Туапсе.
Выходом противника в район Туапсе 47-я армия и все войска фронта, находящиеся в районе Краснодара, окажутся отрезанными и попадут в плен.
Немедленно перебросить из 47-й армии 32-ю гвардейскую стрелковую дивизию и занять ею вместе с 236 стрелковой дивизией – в три, четыре линии по глубине дорогу от Майкопа на Туапсе – и ни в коем случае, под Вашу личную ответственность, не пропустить противника к Туапсе».
В соответствии с этим приказом и началась Туапсинская фронтовая стратегическая оборонительная операция.
Попытки соединений 12, 18-й армий и 17-го кавалерийского корпуса приостановить, загасить энергию наступления 57-го танкового и 44-го егерского корпусов противника в период с 10 по 16 августа можно без натяжек определить как самый напряженный и драматический период августовских сражений на Кубани.
Общая численность войск противника составляла: 162396 человек, 147 танков и штурмовых орудий на гусеницах, 1316 полевых орудий и 950 минометов. Действия наземных войск поддерживал 4-й авиакорпус – 350 самолетов.
Что противостояло силам противника на левом берегу р.Белая от поселка Вербин до Майкопа – 100 по фронту?
Левый фланг: остатки 16-й стрелковой бригады, 68-я и 81-я морские стрелковые бригады.
Центральный участок: четыре уже достаточно обескровленные кавалерийские дивизии 17-го корпуса.
Правый фланг удерживали соединения 18-й армии: обескровленная 31-я, 383-я стрелковые дивизии, медленно выдвигающаяся 236-я, остатки 9-й моторизованной (в полках оставалось до 150 человек) и учебные батальоны Урюпинского военного пехотного училища.
Так складывалась обстановка на утро 10 августа.
Командование фронтом сосредоточило свое внимание преждевсего на участке обороны казачьих дивизий но не только потому, что здесь ожидался подход моторизованных частей противника. Сюда, к переправам через р.Белая, к бродам устремился гигантский поток мирного населения со скарбом и домашним скотом. Сюда двигались воинские подразделения и отдельные неорганизованные группы солдат, некогда принадлежавших семи дивизиям (4, 74, 176, 230, 261, 318-й стрелковых и 30-й кавалерийской), двух бригад (113 и 139-й) двух укрепленных районов (69 и 151-й); остатков артиллерийских и минометных дивизионов.
Вся эта масса отступающих, нередко паникующих людей, двигалась через боевые порядки обороняющихся соединений, оказывая значительной влияние не только на боевой дух бойцов, но и мешала организации жесткой обороны.
10 и 11 августа противник попытался форсировать р.Белая силами до 100 единиц бронетехники и тремя моторизованными дивизиями (97, 101 и дивизия СС «Викинг»).
Обстановка усложнилась и тем, что 9 августа противник захватил Краснодар. 10, 11 и 12 августа соединения 56-й армии предпринимали попытки не допустить форсирование противником р.Кубань. Уже тогда определилось направление дальнейших устремлений противника: к предгорьям Главного Кавказскогохребта и дальше, через перевалы к Джубге.
12 августа противник после массированного артиллерийского, минометного и авиационного налетов танковыми и механизированными частями прорывает оборону 17-го кавалерийского корпуса, 18-й армии и устремляется в двух направлениях, к станции Хадыженская и в верховья рек Пшеха и Маратук, преследуя отступающие наши соединения.
Не вдаваясь в подробности боевых действий, скажем: уже утром 13 августа его танки подошли к станции Кабардинская.
14 и 15 августа он попытался ворваться в поселок Хадыженский, а из него – к одноименной станции.
Командование фронтом формирует сводный отряд – остатки 967-го стрелкового, 182-го запасного полков и батальон армейского резерва. Отряд занимает жесткую оборону в районе станции Хадыженская.
16 августа в бою с танками и мотопехотой противника в поселке Хадыженский гибнет два батальона 818-го полка 236-й дивизии. В то же день в ходе ожесточенных рукопашных боев батальоны 81-й морской бригады разгромили полк 1-й моторизованной дивизии словаков. Этим была предотвращена попытка противника прорваться к станции Хадыженска с тыла.
Объединенный отряд успешно отбивает атаки противника, уничтожив до 500 солдат и офицеров и разгромив полковой штаб захватчиков.
22 августа на позиции с центром станция Хадыженская выдвигается 32-я гвардейская стрелковая дивизия, и все усилия противника прорвать ее оборону ни к чему не приводят. Бои приобретают местный характер.
На левом фланге к началу 20-х чисел августа 30,349, 395-я стрелковые дивизии и остатки 76-й морской стрелковой бригады останавливают наступление четырех дивизий противника ( 73, 125 и 198-я пехотные, 1-я и СС «Тотенкопф»). Дороги через Пятигорский и Хребтовый перевалы закрыты. В тылу действующих соединений 56-й армии, во втором эшелоне, перекрыв дороги и тропы к побережью Черного моря, заняла позиции 353-я стрелковая дивизия. И здесь, на левом фланге события носят местный характер вплоть до 23-25 сентября.
На правом фланге обороны, в верховьях рек Маратук и Пшеха все попытки прорвать оборону 31-й стрелковой, 11-й гвардейской кавалерийской дивизий, одного полка 236-й дивизии и батальонов Урюпинского военного пехотного училища и форсировать перевал Хакуч в направлении станции Лазаревская успеха не имели вплоть до декабря 1942 года.
Так безуспешно для противника закончилась его надежда выйти к берегу Черного моря в районе Туапсе.
Августовские неуспехи на туапсинском направлении драматически сказались на военных биографиях двух фельмаршалов и одного генерал-полковника.
8 сентября в Ставке Гитлера разразилась буря. Фельдмаршал фон Лист игнорировал требования фюрера любыми средствами прорваться к побережью Черного моря в районе Туапсе. Гитлер заявил, что он с трудом терпит генерал-полковника Гальдера (начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии), возмущен Йодлем (начальник штаба оперативного планирования). Гитлер отстраняет фельдмаршала фон Бока от командования Группой армий «Юг». На другой деньот командования Группой армий «А» отстраняется фельдмаршал фон Лист. Фюрер принимает на себя командование Группой армий «А», и 10 сентября подписывает приказ: «немедленно взять село Шаумян и продвинуться к Туапсе». Но опять из этого ничего не выходит, так как соединения Черноморской группы войск Закавказского фронта держат жесткую оборону. Фюреру предлагают начать подготовку к особой наступательной операции.
24 сентября, сказавшись на нервное переутомление, подает в отставку генерал-полковник Гальдер.
Уволнение Бока, Листа и Гальдера – попытка Гитлера переложить на них не только ответственность за военные неуспехи, но и за серьезный срыв его военно-дипломатических усилий.
Начиная с первых дней восточной кампании Гитлер мечтал втянуть в войну Турцию.
Турция не торопилась пойти навстречу замыслам фюрера. Она чувствовала себя меж двух огней. С одной стороны мечта о создании Великого Турана, а с другой – английские войска в Сирии и Иране. Турция ставит одно условие за другим. Наконец она поставила условие: Германия овладевает Туапсе, распространяется вдоль побережья вплоть до Сухуми, а Турция посылает в наступление 26 пехотных дивизий и открывает проливы Босфор и Дарданеллы для прохода военно-морских сил Германии и Италии.
Во второй половине сентября Генеральный штаб сухопутных войск Германии разработал наступательную операцию «Аттика». Конечная ее цель: прорыв к берегу Черного моря в районе Туапсе.
Из района Приэльбрусья на туапсинское направление прибывают 1 и 4-я высокогорные дивизии 49-го альпийского корпуса, 46-я пехотная дивизия, батальоны трех иностранные легионов и несколько частей особого назначения. Существенно пополняются личные составы двух пехотных, двух егерских и двухмоторизованных дивизий. К операции привлекается вся авиация 4-го воздушного корпуса. Командовать ударной группировкой «Туапсе» поручено генералу Руоффу.
За день до отставки Гальдер записывает в своем дневнике:
«23 сентября. Обстановка: некоторое улучшение положения под Новороссийском и на правом фланге Туапсинской группы, где сегодня началось наступление…»
Второй период.
Во второй половине дня 23 сентября на рубежах обороны соединений 56-й армии противник проявил исключительную огневую активность. На участке 30 стрелковой дивизии при поддержке артиллерийско-минометного огня с использованием авиации – 32 самолета, расстреляв до 5000 тысяч снарядов и мин, противник перешел в наступление силами до двух батальонов пехоты. На участке 395 стрелковой дивизии после артиллерийской подготовки и налета авиации – 75 самолетов в наступление перешло до трех с половиной полков пехоты, 5 танков, 14 танкеток и бронемашин, все атаки противника были успешно отбиты.
На правом фланге обороны 18-й армии противник после артиллерийского налета и бомбардировки потеснил 818-й полк 236-й стрелковой дивизии и занял два хутора, Белая Глина и Червяково.
На центральном участке, в районе станции Хадыженская, все происходило не так, как планировал противник. 32-я гвардейская сама перешла в наступление силой 465-й штрафной ротой при поддержке автоматчиков. Это произошло в ночь на 20 сентября. Штрафники атаковали две высоты, занятые противником и потеснили его подразделения на 400 метров. Рота держала оборону до 2-х часов ночи с 24 на 25 сентября, прикрывая операцию по изъятию с нейтральной полосы 183 химических бомб, которые не смогли вывезти в августе.
Только к утру 25 сентября противник начал наступательную операцию.
Странно, но именно эта дата вошла во все научные труды по истории Великой Отечественной войны.
Второй период Туапсинской оборонительной операциихарактерен своей кровопролитностью особенно на центральном участке.
В первых числах октября противник потеснил обескровленные части 383-й стрелковой дивизии и прорвался в верховья р.Гунайка. Все попытки нашего командования с привлечением 408, 328-й стрелковых, 12-й гвардейской кава-лерийской дивизий, 40-й особой и 119-й стрелковых бригад успеха не имели.
15 октября противник захватывает село Шаумян. 19 и 20 октября его части берут в клещи полки 408-й дивизии, и через два дня она гибнет, в долине р.Пшиш.
Прорваться через Гойтхский перевал противник не сумел. 107-я стрелковая бригада держит жесткую оборону.
23 октября один батальон противника на плечах отступающих остатков 408-й дивизии поднимается на вершину г.Семашхо. С ее вершин виден Туапсе. Однако батальон через несколько часов был сброшен воинами 1147-го полка 353-й стрелковой дивизии.
В течение последующих четырех дней на центральный участок обороны 18-й армии перебрасываются 8, 9-я гвардейские, 10 и 165 стрелковые бригады. 28 октября 10-я бригада переходит в контрнаступление с верховий р.Пшиш.
На левом фланге к концу сентября противнику удалось прорваться к селам Безымянное, Фонагорийское, захватить их, но продвинуться дальше, в верховья р.Псекупс, в тыл 18-й армии, не сумел. Батальоны 76-й морской стрелковой бригады заперли долину. Не сумел противник сбросить обескров-ленные батальоны 395-й стрелковой дивизии, закрепившиеся на высотах хребта Качканова. По-прежнему стойко держали оборону части 30-й стрелковой дивизии в долине р.Каверзе, прикрывая выход на Хребтовый перевал.
На правом фланге обороны, на Лазаревском направлении – никаких успехов. 46-я армия передает на этот участок 67-й горнострелковый полк и стрелковую бригаду. Противник топчется в долинах рек Маратук и Пшеха.
В конце октября 56-я армия получает пополнение, 83-ю морскую стрелковую бригаду, а в начале ноября на стык 18-й и 56-й армий прибывает 255-я бригада морской пехоты и своими действиями приостанавливает наступление противника с западных отрогов г.Сарай-Гора.
8 ноября командующий Черноморской группы войск генерал-лейтенант И.Е.Петров определил задачи 18-й армии в предстоящей наступательной операции. Для ее успешного проведения из Закавказья перебрасывалась 83-я горнострелковая дивизия. На центральный участок направляется полк особого назначения, отдельный офицерский батальон особого назначения, батальон морской пехоты и четыре Бакинских горнострелковых альпийских отряда.
С 20 ноября была блокирована Гойтхская группировка противника. 25 ноября все соединения центрального участка 18-й армии переходят в наступление. Этой датой завершается Туапсинская стратегическая оборонительная операция и начинается Туапсинская армейская наступательная операция.